Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

Кинодокументы эпохи — Обзор лучших фильмов о британской молодежной культуре 60-80-х. Часть II


Представляем обещанную вторую часть кинообзора (Часть I) с рассказом о художественных и документальных фильмах, посвященных британским субкультурам и музыке второй половины XX века. Скинхеды, футбольные хулиганы, соул-бои, рейверы, панк-рокеры – здесь всем нашлось место. 

 


This is England («Это Англия»)
реж. Шейн Медоуз, 2006

О субкультуре скинхедов снято немало фильмов, и This is England, пожалуй, один из лучших. Причина в личном опыте режиссера, познавшего движение изнутри: в 80-х Шейн Медоуз состоял в группировке скинхедов и имел проблемы с законом, пока в двадцать лет не решил начать новую жизнь – всё правильно сделал. История британского подростка Шона, главного героя фильма, во многом пересекается с юными годами Шейна, а потому это совсем не выдуманный рассказ. 
 
На дворе лето 1983-го, и оно не готовит для Шона ничего интересного, пока жизнь не сводит его с бандой сверстников-скинхедов. Хулиганить вместе веселее, и Шон открывает для себя новый мир: стиль с прическами «под ноль», Dr.Martens на ногах и подтяжками, новую музыку, и главное – друзей, ставших ему второй семьей. Веселье продолжается, пока из тюрьмы не выходит Комбо – придерживающийся неонацистских взглядов старый знакомый банды. Он пытается увлечь друзей новой идеологией, что вносит в банду раскол, – не все готовы принять идеалы Британского национального фронта. У Шона появляется новый пример для подражания вместо погибшего год назад на Фолклендской войне отца, но разочарование наступает очень быстро. 
 
Проиллюстрированная в фильме первая половина восьмидесятых – далеко не лучшее время в британской истории: правление «железной леди» Мэгги Тэтчер, финансовый кризис и безработица, затронувшая и без того небогатый рабочий класс, – всё это подготовило благоприятную почву для развития ультраправых настроений. В провинциальных английских городах появились исповедующие нацизм скинхеды второй волны, и это были уже не близкие к модам традиционные скинхеды, увлеченные ямайским ска и американским соулом, – оптимистичные послевоенные годы остались далеко позади. 
 
This is England однозначно стоит посмотреть за отлично проработанную визуальную составляющую субкультуры скинхедов и ещё лучше реализованную антифашистскую идею. Малобюджетный независимый фильм принес создателям премии BAFTA (Британской академии кино и телевизионных искусств) и British Independent Film Awards. Успех был настолько велик, что Шейн Медоуз снял продолжение в виде трех мини-сериалов, рассказывающих о жизни героев в 1986, 1988 и 1990 годах, где Шон и его друзья взрослеют на фоне новой эпохи – рейва и Мэдчестера. 


 

Soulboy («Парень с душой»)
реж. Шимми Маркус, 2010 
 
Много ли вы знаете о городке Сток-он-Трент в графстве Стаффордшир? Уверены, что нет. Некоторые, возможно, вспомнят футбольную команду Stoke City, каждый сезон героически сражающуюся за место поближе к середине турнирной таблицы в Премьер-лиге, пожалуй, и всё. А это, между прочим, родина великого британского футболиста сэра Стэнли Мэтьюза, Лемми Килмистера из Motorhead и прочих уважаемых людей. А ещё здесь начинается история Джо Маккейна, главного героя Soulboy – ещё одной картины о славных временах середины 70-х и субкультуре «Северного соула». 
 
1974 год, Сток-он-Трент, семнадцатилетний Джо пропадает со скуки в родном городе, мечтая стать там самым популярным парнем. Каждую субботнюю ночь он проводит в местном пабе под забористым названием The Purple Onion, однако в этом месте ничего и никогда не происходит. Но однажды, увидев на улице эффектную блондинку, он идет за ней и попадает в местный музыкальный магазин, где, как легко догадаться, впервые слышит соул. Увлечение новой музыкой приводит Джо в соседний город Уиган, в самое сердце Northern Soul движения – культовый клуб Wigan Casino, и с унылым пабом в Стоке отныне навсегда покончено. Постепенно Джо становится тем самым «парнем с душой», в чём ему помогает художница Мэнди. И теперь нашему герою предстоит сделать весьма непростой выбор… 
 
Soulboy проигрывает по сюжету фильму Northern Soul, о котором мы рассказывали в прошлый раз, но по отображению настроения эпохи точно даст ему фору. Отдельного внимания заслуживает саундтрек, где соседствуют и исторически верные Пол Уэллер и Джимми Рэдклифф, и представители нового времени в лице Даффи, Feeder и The Dap-Kings. А самые внимательные тут же обратят внимание на северный акцент героев, – это лучше любого саундтрека. 


 

Good Vibrations («Хорошие вибрации»)
реж. Глен Лейберн и Лиза Баррос Д’Са, 2012 

Представьте себе североирландский Белфаст, столицу провинции Ольстер конца 70-х – город, ежедневно сотрясаемый взрывами и борьбой за независимость, самую горячую точку Европы тех времен. Пока друзья и соседи заняты войной, местный бунтарь и активист панк-андеграунда по имени Терри Хули мечтает открыть собственный музыкальный магазин, создав этим «альтернативный Ольстер» как очаг панк-сопротивления войне. Он сам чувствует эти исходящие от молодежи вибрации протеста и магазин называет соответствующе – «Good vibrations». А затем Терри сам становится фронтменом панк-группы, и его мечта исполняется, – всё больше молодых людей отвлекаются от войны. 
 
Основанный на реальных событиях, Good Vibrations (в реальности, Терри основал ещё и легендарный независимый рекорд-лейбл с таким же названием) хорошо принимают британская пресса и кинокритики: высокие оценки выставляют Q Magazine, The Observer, The Guardian и The Independent, фильм побеждает в нескольких номинациях на кинофестивалях, особенно стоит выделить премию BAFTA за лучший сценарий и победу в номинации «Лучшие костюмы» от Ирландской Академии кино и телевидения. 
 
Кстати о костюмах – они отлично соответствуют духу времени и панк-субкультуре, захватившей Соединенное Королевство и Америку: рваные кожаные куртки, тяжелые армейские ботинки и кеды, жилетки на голое тело и, конечно, прически и агрессия – всё на месте. Действо на экране происходит под правильный саундтрек; легенды североирландского панка Rudi, The Outcasts, The Undertones и Stiff Little Fingers (все, кроме последних, были подписаны Терри на своем лейбле) в компании с The Small Faces, Shangri-Las, Дэвидом Боуи и звездой кантри пятидесятых Хэнком Уильямсом. «Хорошие вибрации» однозначно стоит увидеть и услышать. 


 

The Firm («Банда»)
реж. Ник Лав, 2009 

The Firm – продолжение тематики британского футбольного хулиганизма, впервые затронутой Ником Лавом в ставшей культовой «Фабрике футбола», и ремейк одноименного фильма, выпущенного в 1988 году. 
 
Середина 80-х, Лондон. Доминик, обычный тинэйджер из простой семьи, занимается тем же, что и любой подросток. Ничем, то есть: курит траву, шатается с друзьями по клубам и, конечно, мечтает показать им свою крутость. Такой шанс предоставляется в пабе, где Доминик знакомится с Бэксом, лидером фанатской группировки – «фирмы» «Вэст Хэм Юнайтед». Сначала Бэкс приглашает Доминика сыграть в футбол, а затем берет его в банду и учит по-новому одеваться, общаться и выяснять отношения со злейшими врагами – группировкой «Миллуола». Довольно быстро новобранец понимает, что за красивой витриной хулиганизма стоят бесконечное насилие и опасность для жизни, но покинуть банду всегда тяжелее, чем в неё вступить. 
 
Сюжет «Банды» обычен для фильма про околофутбол, но в нем отлично показана набравшая ход в Британии восьмидесятых субкультура Casuals – движение футбольных фанатов, намеренно отказавшихся от ношения цветов любимых команд. Пожалуй, это первая со времен появления модов субкультура, уделявшая столько внимания внешнему виду. Но если для модов одежда с иголочки – способ показать принадлежность к движению и выделиться из толпы, то Casuals ценили возможность слиться с толпой и не быть арестованными полицией или иметь возможность беспрепятственно посещать пабы, куда людей в фанатской экипировке могли не пустить. Повседневная одежда была разной – от недешевой спортивной до ещё более дорогой дизайнерской (понятно, что большая ее часть просто по-тихому выносилась из магазинов). 
 
Главный герой «Банды» всё-таки возвращается к прежней жизни – примерно то же самое с наступлением Миллениума произошло со многими Casuals. Но субкультура продолжает существовать, вдохновляя на создание новых посвященных её кинопроизведений, таких как Green Street с Элайджой Вудом или наш отечественный Околофутбола.
 

 

The Filth and the Fury («Грязь и ярость. История Sex Pistoles»)
реж. Джульен Темпл, 2000 

«Мы постарались оскорбить всех, кем были сыты по горло» – Джонни Роттен (фронтмен Sex Pistols)
 
Удивительное дело – Sex Pistols не были основателями панк-рока как такового, но именно они изобрели панк как стиль жизни, став его визуальным воплощением. Режиссер Джульен Темпл, уже снимавший группу (точнее то, что от неё тогда осталось) в конце 70-х в фильме «Великое рок-н-рольное надувательство», в 2000 году сделал rockumentary о группе и окружавшей её атмосфере скандалов и безумия. 
 
Грязь и ярость – пожалуй, два самых точных слова, описывавших Лондон перед появлением в нём самой яркой группы панк-рока. Мусор, сваленный в мешках прямо на мостовых, многочисленные демонстрации недовольного своим положением рабочего класса, полицейское насилие – всё это вместе с нараставшей в обществе ненавистью произвело на свет Sex Pistols. 
 
Их музыка и поведение на сцене и вне её – как большой плевок в британский истеблишмент, и тысячи подростков с рабочих окраин вдруг поняли, что четверо беснующихся на сцене парней – такие же, как они, и с радостью подхватили их стиль и манеры. 
 
В полтора с небольшим часа уместилась вся недолгая история группы, включая ключевые моменты её существования, – от первых концертов, публичных выяснений отношений с ведущим в прямом эфире Thames Television и разрывом только что подписанного контракта с A&M Records до последнего концерта на Зимнем стадионе в Сан-Франциско. Между записями выступлений и архивными интервью мы видим всё, что порождало ненависть и протест: мейнстримовый поп-рок, фрагменты новостных сюжетов и кадры с представителями элиты. Лица вспоминающих о прошлом участников группы затемнены, и это правильно: пусть они остаются где-то там, между 1975 и 1978 годами. 


 

The Rolling Stones: Shine a Light («Да будет свет»)
реж. Мартин Скорсезе, 2008 

Когда кто-то снимает двухчасовой концерт The Rolling Stones, это уже круто, когда свою любимую группу снимает Мартин Скорсезе… Ну, вы понимаете. В 2006 году маэстро снял два подряд концерта «роллингов» в нью-йоркском Beacon Theater в самый разгар их «A Bigger Bang Tour». Из второго выступления и получился фильм, не похожий на стандартный live или rockumentary, – режиссер, создававший «Таксиста» и «Банды Нью-Йорка», просто не мог сделать их такими. Результат – идеально снятый фильм-концерт с крупными планами, достойными лучших картин Скорсезе. 
 
The Rolling Stones – группа, уже много лет существующая в своём собственном дивизионе: позади десятки релизов, не одно поколение поклонников, побежденные (почти полностью) вредные привычки и прочие атрибуты рок-звезд. Почти все из ныне здравствующих коллег по цеху, с кем Мик и Кит когда-то одновременно начинали покорять большие и малые залы, сегодня отошли от дел, но этим ребятам возраст не мешает давать концерты, полные рок-н-рольного драйва. Так было и в течение двух вечеров в Beacon Theater: нашлось время и проверенным хитам, и песням, не исполнявшимся много лет, и новым вещам с последнего на сегодняшний день альбома «A Bigger Bang». Чтобы подчеркнуть связь времен, в Shine a Light добавлены архивные кадры интервью, а на сцену выходят специальные гости: от старичка Бадди Гая до представителей современности в лице Джека Уайта и Кристины Агилеры. 
 
«Камера вверх!» – командует Скорсезе за несколько секунд до окончания фильма, и та послушно взлетает в высоту. Похоже, свет этих парней никогда не погаснет. 
 




24 Hour Party People («Круглосуточные тусовщики»)
реж. Майкл Уинтерботтом, 2002 
 
Сейчас в это сложно поверить, но ещё каких-то сорок лет назад хмурый портовый Манчестер ассоциировался с чем угодно, но только не с музыкой. Так было ровно до 1976 года, а обо всём, что случилось позже, в 2002 году был снят фильм «Круглосуточные тусовщики». 
 
В 1976 году в Манчестер впервые приезжают Sex Pistols, их концерт собирает около сорока фанатов панк-рока, многим из которых повезет формировать местную инди-сцену в следующие пятнадцать лет. Среди них оказывается и Тони Уилсон, увлеченный независимой музыкой телеведущий. Увиденное настолько захватывает его, что он, вместе с группой единомышленников, начинает делать пятничные вечеринки с участием молодых групп. Всё получается, и Тони открывает рекорд-лейбл Factory Records и клуб FAC 51 The Hacienda, ставший Меккой новой рейв-субкультуры. Пока вокруг кризис и уныние, весь Манчестер, подогретый недавно изобретенными химическими средствами, стоит на ушах: в Гасиенде выступают молодые инди-группы, вроде Happy Mondays и New Order, под которые (о, чудо!) можно танцевать, как и под новую электронную музыку – хаус. Восьмидесятые для Тони и его друзей пролетают на одном дыхании, а в девяностых оказывается, что лейблу и клубу больше нечем платить по счетам. 
 
Герой Тони Уилсона сам рассказывает о том, как Манчестер стал Мэдчестером, все его истории пропитаны особым манкунианским юмором и основаны на байках того времени. В каждую из них хочется верить: и в подписанный кровью контракт с Joy Division, и про случай с голубями (фанаты Happy Mondays поймут), и про поездки с ними же по просторам Великобритании на автобусе с специфическими развлечениями внутри. Отдельный бонус – участие в фильме тех самых героев Мэдчестера, все они, в том числе, настоящий Тони Уилсон, появляются в небольших эпизодах. 
 
С закрытием Hacienda и Factory Records, казалось, эпоха манчестерской волны осталась позади, но это было не так: независимая сцена 80-х дала толчок к появлению совершенно новой музыки, которая завоюет мир всего через пару лет. Впрочем, это уже совсем другая история… 
 




Trainspotting («На игле»)
реж. Дэнни Бойл, 1995 

Сегодня имя Дэнни Бойла чаще ассоциируется с успехом «Миллионера из трущоб», но мировую известность британскому режиссеру принес другой фильм, куда более низкобюджетный и альтернативный. Речь о Trainspotting – экранизации одноименного романа Ирвина Уэлша. Многочисленные кинокритики и всевозможные рейтинги называют именно этот, на первый взгляд, маргинальный фильм лучшим из выпущенных в Великобритании за последние десятилетия. 
 
Сюжет «На игле» – описание жизни друзей, объединенных одним интересом, – героиновой зависимостью. Путь саморазрушения они считают единственно возможным для себя, отрицая жизненные идеалы большинства. В то время, пока их сверстники получают образование, строят карьеру, женятся, заводят детей и берут ипотеку, эти парни живут здесь и сейчас, такова их форма протеста. Потребность в наркотиках вынуждает друзей нарушать закон, что, впрочем, никого из них не расстраивает, ведь они сами выбрали такую жизнь.

«На игле» с трудом ассоциируется с драмой, самые жестокие моменты тут сопровождаются веселой музыкой и яркими красками, но всего через пару секунд настроение в кадре меняется, погружая зрителя в ужас и депрессию. Дэнни Бойл полностью отказался от присущих многим из подобных картин пафоса и нравоучений, давая понять, что каждый должен сделать свой выбор. Режиссерский гений и контрасты сюжета вместе с харизмой героев сделали Trainspotting объектом культа – фильм давно уже разобран на цитаты, а исполнитель главной роли Юэн Макгрегор стал в Шотландии национальным героем, как Шон Коннери, Роберт Стивенсон или группа Franz Ferdinand. Необычайно хорош и саундтрек, где соседствуют Blur, Pulp, Игги Поп, Лу Рид и Underworld. 
 
И главное – пока вы читаете эти строки, в Эдинбурге полным ходом идут съемки Trainspotting 2; все герои, включая режиссера, снова в строю. По признанию Макгрегора, сценарий просто охренительный. Охотно верим и ждем 2017 год.



И, конечно, не забудьте познакомиться с Первой часть нашего кинообзора


Евгений Лесняк


Posted By Merc Russia on 14 окт 2016

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!