\

Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

История моды. Casuals — Стиль британских террас 1980-х


Эпоха 80-х прошла в Британии под знаком субкультур, но если некоторые из них, например, моды переживали период возрождения, преимущественно копируя оригинальный стиль своих предшественников, то другие, такие как футбольные фанаты, обретали совершенно новое лицо. Подобно тому, как в 60-е моды задали стандарты повседневного гардероба на многие годы вперед, так и спустя два десятка лет британские кэжуалс воплотили образ, детали которого и по нынешний день остаются признанной классикой. 

Помимо всего прочего, примечательным является то, что, пожалуй, ни одна когда-либо существовавшая субкультура не уделяла внешнему виду столько внимания, и это несмотря на лежащую в её основе маскулинность. Соревнование между фирмами здесь не уступало неделям моды: в зависимости от трендов, дресс-код у некоторых из них менялся чуть ли не ежемесячно, настолько им было важно подчеркнуть своё превосходство в этом аспекте.

Кадр из фильма 2009 года «Фирма» (The Firm) британского режиссера Ника Лова

Говорим о моде футбольных трибун 80-х и, конечно, имеем в виду casual, ведь как бы страстно ни любили англичане великую игру, сколько бы поколений ни проводило свободное время на террасах и в побоищах между наиболее рьяными фанатами противоборствующих команд, именно кэжуалы стали первой и, пожалуй, единственной субкультурой, связанной с футболом, — лицом фанатского движения, навсегда потеснившим со стадионов скинов, местных английских кузьмичей-обывателей и их молодую поросль — скарферов.

В 80-е casuals вошли уже сформировавшимся движением со своими традициями и канонами стиля, корни которого лежат в Ливерпуле конца предыдущего десятилетия: первыми классическими представителями британского casual движения стали scallies — фанаты футбольного клуба «Ливерпуль», который завоевал свой первый Кубок европейских чемпионов в 1977 году в Риме. Ливерпульские хулиганы впервые побывали в Италии и увидели тамошних болельщиков, которые, со своим обыкновением одеваться в спортивные вещи местных дизайнеров и лучших марок со всего континента, выглядели просто роскошно. Естественно, что этот пример был заразительным. 

1978 — Фаны «Ливерпуля» в Брюсселе. Английские футбольные хулиганы стали носить дорогую одежду, чтобы замаскироваться от полиции. Время, когда террасная кэжуал культура начинала набирать обороты. Стефен Монагана / Национальный музей Ливерпуля. Источник

1981 — Лэдс «Ливерпуля» в Париже на финале Кубка европейских чемпионов против мадридского «Реала»Источник

1981 — Лэдс «Ливерпуля» празднуют третью за пять лет победу их клуба в Кубке европейских чемпионов, добытую в парижском финале против «Реала». Дейв Хьюитсон / Национальный музей Ливерпуля. Источник

1980 — Скинхеды из числа Pompey – лэдс «Портсмута». Лук, который с начала 80-х стал быстрыми темпами изживаться с британских футбольных террас. Источник

Вспоминает одна из фундаментальных фигур casual, лидер культовой ливерпульской baggy-группы The Farm Питер Хутон: «Помню выезд 1977 году в Корнуэлл, а именно, в Ньюквей. Кенни Далглиш тогда только что заключил контракт с «Ливерпулем», так что это был июль или август. Нашей униформой тогда были джинсы Lois и кроссовки Adidas Stan Smith, и мы столкнулись с парнями из Южного Лондона, которые были одеты точно так же, — фанатами «Миллуолла». Имелись и некоторые различия: «Ливерпуль» был больше по части футболок, которые теперь называют «ретро-Адидас», — футболок Adidas с тремя полосками. Никто до этого не слышал о Lois, и эти парни отнеслись к нам дружелюбно, потому что мы были в джинсах Lois, и они тоже. К той зиме 1977-78 лук состоял из прямых джинсов Lois, кроссовок Adidas Samba и тёмно-синей шноркель-парки — не той зелёной, в которой ходили в школу!».

Современный перевыпуск культовой модели Adidas Stan Smith. Источник


Типичный террасный прикид первой половины 80-х: Adidas Stan Smith, регбийка Ellesse, джинсы LevisИсточник


Оригинальные Adidas Samba 1980-х. Источник

Лэдс «Миллуолла» в середине 80-х. Источник

Как видим, вещи основанной в 1962 году испанской марки Lois Jeans стали для casual субкультуры настоящим культом, что не удивительно, ведь Lois были одним из первых на европейском континенте деним-брендов, изначально стремившемся застолбить за собой в Старом Свете ту нишу, которую Levi's занял в Северной Америке (как и в случае с японским Evisu, фокус на конкуренцию с Levi's сквозит даже в названии Lois).

Испанский деним бренд Lois — джинсовая марка №1 для британских кэжуалов 80-х. Источник

История манчестерского casual также была довольно туманна: в городе с начала 70-х была уличная субкультура Perry Boys (или Perries, как их называли знакомые), которая очень напоминала кэжуалов и базировалась на увлечении дорогой спортивной одеждой континентальных брендов (а также и британского Fred Perry, от которого, собственно, и пошло название этого движения), соул-пластинками лейбла Tamla Motown, глэм-роком, специфическими причёсками и в отдельных случаях на любви к Manchester United и шоплифтингу в странах Европы.

Дэвид Боуи и Брайан Ферри служили двумя маяками, указывавшими зашоренным подросткам путь к настоящему стилю. Из Northern Soul и околофутбольных корней вырос новый лук, казавшийся тогда абсолютно правильным. Clarks Polyveldt, Hush Puppies и Adidas Kick были теми бесформенными зародышами, из которых произошло огромное разнообразие перри-обуви. Поло Peter Werth, толстые бордовые свитеры и поло Fred Perry сверху, джинсы Lois и Levi's внизу и стрижка-клин (wedge, как у Боуи на обложке его альбома 1977 года «Low»).

1983 — Perry boys. В желтой тенниске Майкл Тэлбот – клавишних и сооснователь группы Style Council, которую они организовали годом ранее вместе с Полом Уэллером. Источник

1974 — Реклама Clarks Polyveldt в американском «Playboy». Источник
 
Моб английских кэжуалов 80-х с классической для террас того периода стрижкой wedge, изобретенной в 1974 году известным шотландским парикмахером Тревором Сорби в лондонском салоне Vidal Sassoon. Источник

Марк Л., выросший в Солфорде фанат Manchester United, вспоминает, как выглядели перри-бойз в эпоху пост-панка: «В своей школе в Солфорде я не был одним из модных ребят, но я помню, как все носили Slazenger вместо серых школьных джемперов. Кроме того, можно было увидеть French Connection, полосатые футболки с круглым воротом, которые надевали под Slazenger, да даже и майки, вступавшие в дело летом.

Это был примерно 79-й, и многие из этих парней были фанатами Manchester City, но у United была сильнее представлена перри-субкультура. Мы обычно покупали Slazenger ехидных цветов за пятёрку на рынке Экклз. Внезапно оказалось, что этим охвачены все, в течение, скажем, трёх первых месяцев 1980-го. По-моему, это была обновлённая форма модовского движа, пережившего этакое мини-возрождение. Я никогда до этого не замечал, чтобы все парни одевались одинаково». 

Манчестерский перри-бой 80-х в пуловере Slazenger. Источник

Солдфордские перри-бои в первой половине 80-х. Источник

Книга 2007 года «Perry boys» Иэна Хафа. Источник

Рисунок перри-боя авторства Иэна Хафа из его собственной книги 2007 года. Источник

Перри Бойз были соперниками ливерпульских Scally и предшественниками Boys, The Nameless Thing и кэжуалов. Но для большинства перри-боев главным был всё же модный прикид и Northern Soul музыка, а не насилие, мелкие кражи и околофутбол. Одно можно сказать точно: casual не возник из ниоткуда. В Ливерпуле и Манчестере тогда словно сложились прежде несвязанные фрагменты, и появилось нечто с готовым, завершённым стилем, мировоззрением и образом жизни.

За северянами закономерно потянулись и лондонцы, тем более что денег у них всегда было больше: к концу 70-х уэстхэмовская фирма «Herberts» переросла своих скинхедов и начала носить джемперы вместо поло Fred Perry, кожаные куртки вместо лётных бомберов MA-1 и туфли или кроссовки вместо тяжёлых ботинок. Слово «chaps» (парни) стало обозначать фанатов лондонских клубов, не являвшихся скинами, то есть фактически тех же самых кэжуалов. 

1983 — West Ham Pringle boys рядом с домашней ареной в лондонском районе Аптон-парк. Источник

1980 — Портсмутские Pompey: эпоха скинхед лука на футбольных террасах Британии постепенно подходила к концу. Источник

1981 — Pompey casuals на выезде против «Карлайл Юнайтед». Источник

1982 — Portsmouth Pompey's на выезде против «Бристоль Сити». Источник

Своё влияние в Лондоне оказала и мода местных соул-боев, перекликавшаяся со стилем ранних скалли: стрижка «клин», широкие, как воздушные шары, джинсы с подворотами и красной строчкой, яркие ремни с плоской металлической скобкой на конце, — ремень перекручивался так, чтобы эта скобка болталась где-то возле переднего кармана штанов. Полосатые футболки или гавайские рубашки.

«Влияние регги-моды, в частности любовь растаманов к трек-топам (олимпийкам), как у Боба Марли, и более руд-боевским костюмам, как у других ямайских артистов вроде Грегори Айзекса «The Cool Ruler», отражало традиционный лук щёголя-кокни, остававшийся неизменным в течение 70-х. Он включал дорогие длинные плащи от Burberry, туфли Bally, брюки Farah, джемперы Gabicci и кашемировые шарфы. Это был наряд Флэша Харри, этакого нарочитого франта, рядом с которым большинство северян чувствовали себя неуютно.

«Шик сантехника-кустаря никогда не находил отклика у мобов северян в кагулах», — пишет один из авторитетных исследователей феномена casual Фил Торнтон. Его дополняет старый фанат Queens Park Rangers Грегор: «Любимую одежду я носил, когда мы ходили в клуб «Lyceum». Тогда в моде были Gabicci и Farah, Crocs, туфли из змеиной кожи, замшевые куртки и Burberry. Да, в то время все были на Burberry и Aquascutum, потом они стали популярны среди фанатов».

Кэжуалы 80-х в Burberry и Aquascutum. Источник

1984 — Портсмутские Помпи на выезде против «Кембридж Юнайтед». Источник
 
Помпи в начале 80-х. Источник

Лэдс «О́ксфорд Юнайтед» в 80-е. Источник
 
«А затем приходит видение. Из ниоткуда. И оно изумительно. Чисто. И сильно. И какой момент! В пронизанный запахом поезда воздух ворвалось множество сильных, громких голосов, поющих: «Мы знамениты, знаменитый Миллуолл!». Мик взволнованно обернулся, ожидая увидеть сотню докеров — типичную поддержку Millwall. Но он ошибся. Вместо этого его взору предстал человек, чья внешность отпечатается в его уме до самой смерти: рыжие волосы выбивались из-под панамы, он был одет в яркую светло-зелёную рубашку для боулинга и мешковатые штаны, подпоясанные узким ремешком, чёрно-белые гамаши, а его зубы, как показалось, все были золотыми. За ним следовали его товарищи, все одетые в разноцветные береты. Это было чертовски возмутительно! Мик никогда в жизни не видел ничего подобного... в Миллуолле, — вот где он открыл для себя кэжуалов», — такую зарисовку о триумфальном приходе casual стиля в Лондон находим в книге Паоло Хьюитта «Soul Stylists».

1983 — Лэдс Миллуола на выезде в Честерфилд. Источник

1983 — Общак Pompey’s в Лондоне на выезде против «Челси». Источник

Известная портсмутская фирма 6.57 Crew в начале 80-х. Источник

1982 — Лэдс «Мотеруэлла» из Saturday Service — одной из первых шотландских кэжуальных фирм. Выезд в Абердин. Интересный лук с рубашками пейсли. Источник

Классический 80s casual-look пришёл внезапно, где-то между 1979 и 1981-м. Это была революция в британском уличном стиле, такая же, как появление стиля mod в Лондоне начала 60-х. Новый лук включал одежду и обувь Campri, Cerruti, Peter Storm, Fruit Of The Loom, Marc O'Polo, French Connection и Adidas. Входили в моду и стремительно выходили из неё джинсы Lois, Fruit Of The Loom, Fiorucci, F.U.S., Inega, King, Pace, Second Image, Razzy. Были популярны Razzy Red — синие джинсы с красной строчкой. 

Фасон джинсов порой встречался и мешковатый, но в основном носили аккуратно сидящие по фигуре классические джинсы. Популярны были вельветовые брюки: как из материала с широким рубчиком, так и из микровельвета. Большим спросом пользовались Lois и Inega из вельвета с широким рубчиком ошеломительно ярких цветов. 

Популярные у английских кэжуалов 80-х брюки из микровельвета. Источник

Винтажная куртка Campri. Основанная в 1960 году, британская компания Campri производила классическую и изысканную лыжную одежду и аксессуары для активного отдыха. 


1986, Лондон — Характерное сочетание пуловера основанного в 67-м году немецко-скандинавского бренда Marc O'Polo с шарфом Burberry и голубыми джинсами. Источник

Мешковатые штаны были довольно сомнительным вариантом, они дополнялись гавайской рубашкой. Джинсы носили вначале из тёмного денима, потом перешли на линялые и stonewashed. К 1981 году, окончанию безраздельного господства Ливерпуля как законодателя моды трибун, доминирующим джинсовым брендом для субкультуры стал Lee Jeans.

Их новая линия «Lee Blue» представляла линялые джинсы с выходом 16 дюймов. Весной 1981 Lee представили коллекцию вельветовых брюк и холщовых джинсов популярных цветов, например, небесно-голубого и королевского синего, среди прочих. Теперь лук напоминал о стиле западного побережья США середины 60-х. Обычным для кэжуалов джемпером был полосатый тёмно-красный Peter Werth из качественной мягкой шерсти, — с воротником поло, заниженным плечевым швом и планкой на трёх пуговках.

Оригинальные джинсы Lee Casuals на пуговицах производства США 80-х годов. Источник

Современная коллаборация Louis и лондонского бренда Peter Werth, специализировавшегося, в первую очередь, на поло и джемперах. Эту марку Perry Boys приметили для себя еще в середине 70-х. Источник

Лэдс «Вест Хэма» в 80-е  — The Inter City Firm. Источник
Лэдс «Вест Хэма» в 80-е — The Inter City Firm. Источник

Кэжуалы «Халл Сити» на выезде в Уиган. Источник 

На рождество 1979-го парни и в Ливерпуле, и в Манчестере уже сходили с ума по Стэн Смитам и джинсам Inega, которые к концу этого года потеснили Lois в Манчестере. Правда, весной-летом 1980 на смену Inega пришли итальянские джинсы Ritzy и чехословацкие Razzy. Очень скоро, устав от того, что все ходят в одинаковых Adidas Stan Smith белого цвета, некоторые из британских кэжуалов конца 70-х стали красить свои кроссовки. Так террасы северо-запада Англии увидели Стэны Смиты всех возможных цветов и оттенков. Альтернативой Stan Smith были Le Coq Sportif Arthur Ashe — белые кожаные кроссовки с похожей перфорацией и синим брендированным ярлыком сзади.

В 1980-м хитом улиц стали Kio Riders, подражание Stan Smith, но сделанное, скорее, как уличная обувь, нежели как спортивная. Вначале они были выпущены только в белом цвете, как и Стэн Смиты, но к концу 1980 года в продажу поступили и цветные. Британские кэжуалы полюбили Kio Riders особенно нежно: пускай Стэн Смиты были лучше качеством и совершеннее конструкцией, но Kio стали первой обувью, выпущенной специально для них, — своего рода особенным секретным кодом.

Кроссовки Le Coq Sportif Arthur Ashe. Источник

1983 — Кэжуалы «Портсмута». Источник

1980 — Лэдс «Арсенала» рядом с южной трибуной «Хайбери», известной как «Клок Энд». Источник

Обувь Kickers долгое время оставалась для британских кэжуалов как бы в тени и стала популярной только в 1981 году, так же, как и джинсы F.U.'s, у которых на задних карманах красовалась вышивка в духе Razzy и Ritzy, но с более криволинейным и менее угловатым рисунком.

Но главным создателем шедевров в различных стилях был всё же Adidas. Где-то к концу 1980 года появились усовершенствованные модели теннисной обуви с толстой мягкой белой резиновой подошвой: вначале белые с синими полосками Nastase из синтетической ткани, а вскоре и Adidas ATP, с похожим дизайном, но сшитые из кожи. Подошва ATP изготавливалась из плотной компрессированной резины, даже более плотной, чем на Jogger, тогда как подошва Nastase оставалась более лёгкой и пористой. За ATP последовали Grand Prix and Wimbledon из воловьей кожи: белые с тремя тёмно-синими полосками на первой модели и с двумя тёмно-синими и одной красной — на второй. 

Типичный образ кэжуала первой половины 80-х: Aquascutum, Lois, Kickers. Источник

Реклама французской обувной марки Kickers 1988 года. Источник

Лэдс «Дерби Каунти» в первой половине 80х. Источник

Вскоре в продажу поступили Adidas Grand Slam со специальными колышками в подошве. Стали популярными такие модели кроссовок Adidas, как Gazelle, Frankfurt, Trimm Trab и München. Многие рискованные охламоны, чтобы обзавестись редкими моделями обуви Adidas и европейской дизайнерской одежды, которая не продавалась в Британии, гоняли шоплифтить на континент при помощи Transalpino и оказывались в итоге в австрийских тюрьмах. 

Объясняет Питер Хутон: «Тогдашняя тема была путешествовать на Transalpino. Это была студенческая организация на улице Миртл Парейд в Лондоне, в студенческом квартале, и, если тебе было меньше 26 лет, ты мог купить там дешёвые железнодорожные билеты. Была такая система «стирай», которая означала, что ты мог купить билет в Париж, а доехать хоть до Москвы, потому что ты вымарывал место назначения и вписывал своё. Об этом пошли слухи, и все стали использовать Transalpino, чтобы поехать в Германию, Австрию и Швейцарию воровать одежду и другие вещи».

Кроссовки Adidas Gazelle в традиционных расцветках. Источник

Классика террас 80-х: Adidas Gazelles, олимпийка Sergio Tacchini Dallas и джинсы Lois. Источник

Кэжуалы «Дерби Каунти» 1983/84. Источник

Культовый предмет эпохи этих грабительских набегов в Центральную Европу — знаменитая теннисная сумка-баул Head модели Monte Carlo, в которую английские кэжуалы набивали всё, что плохо лежало в магазинах, не оборудованных тогда, конечно, ни видеонаблюдением, ни магнитной сигнализацией. Изредка раритетные пары кроссовок удавалось купить в Англии: будущая империя «Wade Smith» зарождалась тогда в виде маленького магазинчика на Слейтер-стрит в Ливерпуле, торговавшего новейшими континентальными моделями обуви Adidas.

В начале 80-х, засветившись на всех возможных британских футбольных террасах, новый стиль агрессивных фанатов становится достоянием прессы: в 1983 году лондонский журнал The Face опубликовал статью о кэжуале, которая была первой попыткой мэйнстримовой печати разобраться в этом явлении и его региональных разновидностях, при этом, как водится, совершенно необоснованно отдав столичному городу все заслуги в формировании новой эстетики трибун: «Как и большая часть культов и модных течений, casual-look, перенятый большинством футбольных фанатов, вышел из столицы. В настоящий момент мы, кокни, носим однотонные или полосатые джемперы Pringle (ромбовый орнамент argyle остался северянам, здесь он уже не в моде), водолазки и кардиганы Lacoste, застиранные джинсы Lois, вельветовые брюки Benetton, кроссовки Nike или ботинки дезерты». 

Лэдс «Лестер Сити» с теннисными сумками Head. Источник

Современный перевыпуск модели сумки Monte Carlo американо-австрийской марки Head в аутентичном дизайне. Источник

Выездные лэдс «Шрусбери Таун» с сумками Head. Источник

1983 — Помпи в гостях у «Милуолла». Помимо строгого однотонного трикотажа и знаменитых пуловеров аргайл, у кэжуалов пользовались популярностью джемперы с традиционным шотландским жаккардовым орнаментом Fair Isle, которые в изобилии присутствовали в коллекциях упомянутой выше лондонской марки Peter Werth. Источник

1983 — Лэдс «Брайтон энд Хоув А́льбион» и «Ипсвич Таун», четвертьфинальный матч Кубка Англии против «Норвич Сити». Источник 

После этого вокруг нового стиля начинается медийный бум, и вот он уже становится достоянием поп-звёзд: в апреле 83-го шотландская new wave группа Aztec Camera выступает на британском телевидении в спорткостюмах Sergio Tacchini и кроссовках Adidas Samba, а Джордж Майкл и Эндрю Риджли едут в первое турне своего дуэта Wham! в вещах Fila Bj. 

Культовые у кэжуалов 80-х трэктопы Settanta Bjorn Borg итальянской марки Fila. Линейка Borg — результат сотрудничества со шведским теннисистом Бьорном Боргом, которого Fila подписала в 73-году, когда тому было всего 17-лет. Уже через четыре года Борг стал первой ракеткой мира. Источник

1980 — Английский кэжуал в олимпийке Fila Bjorn. Источник

Распространенное в террасной моде сочетание застегнутой на все пуговицы тенниски с пуловером или свитшотом

1983 — Кэжуалс «Портсмута», прозванные Pompey’s (помпи), на матче с «Саутенд Юнайтед». Источник

Реклама 80-х годов Sergio Tacchini — бренда спортивной одежды, основанного в 1966 году известным итальянским теннисистом Серджио Таччини. Источник

1983 — Помпи на выездном матче с «Саутенд Юнайтед»: Lacoste, Sergio Tachinni, Pringle, Fila — традиционный набор для того периода. Источник

Канонический образ террас первой половины 80-х: олимпийка Fila BJ, кроссовки Adidas Trimm Trab и светло-голубые джинсы Lois. Источник

«Футбольный шик»: статья о кэжуалах в журнале 1980-х годов

Ветеран британского casual движа, старый участник уэстхэмовской Inter City Firm Кэсс Пеннант вспоминает видео брит-фанковой группы Freeez того периода: «В 1983 вышел их клип «I.O.U.». Знакомые мне кэжуалы быстро заметили, что парни, которые танцуют в нём поппинг, одеты в Sergio Tacchini, джинсы и вельветовые штаны Lois c распоротыми внизу швами, а на ногах у них Nike Wimbledon и Adidas Samba».

Такая широкая популяризация прежде закрытого для чужаков культа вызвала естественную ответную реакцию у ветеранов террас — уйти от ставшего массовым стиля и закономерно — в непонятное толпам малолетних бездумных подражателей ретроградство: К началу 80-х, а если быть точным в 1982-83 годах, в печати стали появляться статьи, рассказывающие о новом поколении андеграундных футбольных фанатов, существование которых доселе игнорировалось официозной прессой. Лондонские журналисты окрестили их «кэжуалами», и вскоре каждая газета в Соединённом Королевстве бросилась на поиски этих социальных террористов, разряженных в купленную в Lilywhites дизайнерскую спортивную одежду и бесчинствующих по всей стране в составе организованных банд. 

1982 — «Портсмут» на выезде в Бристоле. Источник

1983 — Фирма «Мидлсбро» Frontline Crew на выезде в Портсмуте. Источник

Лэдс «Вулверхэмптон Уондерерс» на выезде во Францию в начале 80-х. Источник

Лэдс «Дерби Каунти» из фирмы Derby Lunatic Fringe. Источник

Примерно в этот момент ливерпульцы решили, что с них хватит, и так родилась субкультура ретро скалли. В основном, лук ретро скалли был реакцией на дорогие спортивные вещи и мог быть вкратце описан как «наряд старика». «Ошеломлённые сотрудники магазина Dunn & Co. в Ливерпуле не понимали, что происходит, когда к ним стали приходить молодые ребята, требующие Harris Tweed бутылочных расцветок», — пишет Питер Хутон в своей статье-исследовании «Ретро скалли». 

Террасы заполонили люди с «неряшливым луком» (scruff-look): замшевые дезерты Hush Puppies, выцветшие Levi's и джемпер Jonelle с круглым воротом из овечьей шерсти от George Henry Lee завершались обязательным твидовым пиджаком, обычно в норфолкском охотничьем дизайне. В ход пошли туристические ботинки-хайкеры и альпинистская / аутдор одежда от брендов вроде Barbour. 

Особую известность старинной английской компании Barbour & Sons принесли её знаменитые стеганые куртки с вельветовым воротником, популярные во всем мире. Не обошла их стороной и кэжуальная мода 80-х Источник

1988 — Кэжуалы «Сандерленда» из фирмы Seaburn Casuals направляются в Йорк. Источник

Хулиганы «Хаддерсфилд Таун» из фирмы HYC (Huddersfield Young Casuals) в 87/88-м. Источник

1988 — Лэдс «Кардифф Сити» в Голландии. Источник

Ливерпульские кэжуалы начала 80-х носили прогулочные трости, как денди столетней давности, или гуляли с породистыми собаками, напоминая диккенсовского Билла Сайкса, предпочитавшего променад в компании четвероногого компаньона. Руки за спиной или в карманах, порой даже скрещенные на груди. На ногах мокасины. Туфли и ботинки от Pod, Kios или Kickers. Бесчисленные вариации кроссовок Adidas, такие как Stan Smith, Barrington Gold, K. Abdul Jabbar, Forest Hills, Jogger, Nastase, Grand Slam и легендарные Samba, Bamba и Mamba. Последняя однажды выпускалась с тремя серебряными полосками. Samba была, конечно, наиболее популярной из трёх моделей. Цена Mamba составляла £9.99, Bamba £15.99 и Samba £20.

Обязательной частью гардероба стали кроссовки на липучках — Adidas Stan Smith и даже ещё более популярные Patrick «Ocean». Любимы были также кроссовки Wimbledon и Grand Prix от того же Adidas. Тут и там носили кроссовки Diadora Borg Elite из кожи кенгуру и Donnay Strapovers... Всеми желанными были Puma Argentina и Puma Menotti. 

Реклама Diadora Borg в журнале 1983 года. Источник

Террасная классика 80-х: трэктоп ST, кроссовки Diadora Borg и вельветовые брюки Lois. Источник

Французский бренд Patrick был основан в 1892 году и с 1920-х специализировался на футбольных бутсах и игровой форме, позднее запустив кэжуальную линейку одежды и обуви. У «Патрика» была обширная история спонсорских контрактов с такими звездами футбола, как Кевин Киган, Мишель Платини и многими другими. Источник

Оригинальная куртка Patrick 1980-х годов. Источник

По правде говоря, к концу 1983 года casual-мода, похоже, выдохлась. Ей просто некуда было двигаться дальше. Когда Adidas представил свои новые модели повседневной обуви вроде Tenerife в версиях слип-он и на шнурках, Korsika и им подобные, напоминавшие мокасины или обычные коричневые кожаные туфли, кэжуал завершил свой цикл развития и закончился. Вскоре Hush Puppies потеснили Adidas, — террасы заполнились людьми в коже, замше, шерсти и твиде земляных тонов. Это был 1983-й. Конец классического casual.

Экстравагантные трости ливерпульцев не единственный пример вычурности в образах футбольных фанатов Британии 80-х: «Одно время фанаты «Бирмингема» тащились от гамаш. Представляю, какими уродами мы выглядели со стороны. В общем, кроссовки на липучках, гамаши, узкие джинсы и джемперы Slazenger — это худшее, что я видел», — вспоминает один из ветеранов фирмы The Zulus с погонялом «Мозги». 

Резюмирует все похожие примеры Джонни Л из Лидса: «На каждую шляпу охотника на оленей в Лидсе находилась шапка с помпоном с логотипом Liverpool / Rangers в Мёрсисайде и пара 28-дюймовых клёшей в безумном Манчестере. не говоря уже о пиджаке и паре туфель из крокодиловой кожи в Лондоне. В каждом клубе были свои придурки».

1986 — Кэжуалы «Лидс Юнайтед» в Мидлсбро. Источник

1985 — Хулиганы «Бирмингем Сити» из фирмы The Zulu Warriors на матче с «Мидлсбро». Источник

Старый фанат Manchester United Тони Джи вспоминает о тенденциях в casual моде Манчестера 1983-84 годов: «Погоня за брендами исчерпала себя, потому что стала уже чрезмерной. Кокни в то время щеголяли изо всех сил, приезжали на матчи с United разодетые в брендовую спортивную одежду и всюду трясли десятифунтовыми банкнотами. Посмотрев на это, мы решили двигаться дальше. Вернуться к основам. к идее лука, а не бирке с ценой. Вельветовые брюки полуклёш, джемперы Marks & Spencer, рубашки с коротким рукавом и воротником на пуговицах, вельветовая обувь. Рубашку нужно было носить навыпуск, это было важно. Некоторые парни носили небольшие бородки — tufties, а причёска была вроде отросшего полубокса. Это был почти битнический образ».

Словно размноженный копировальной машиной, кэжуальный лук первой половины 80-х стал претить парням из основы и тем представителям движа, кто задавал тренды, а не копировал их. Так к середине десятилетия в террасной моде наметился очередной разворот. Источник

1983 — Помпи «Портсмута» на домашнем матче с «Саутенд Юнайтед». Источник

1984 — Лэдс «Челси» в Ньюкасле. Источник

1984 был первым годом без классического casual лука. Дресс-код фанатов на британских террасах сменился с трек-топов Sergio Tacchini и кроссовок Adidas на нечто совсем другое: все заболели люксовой итальянской модой: главным брендом для кэжуалов стал Armani, не меньше ценились Missoni, Gucci, Bally, Benetton, и, конечно, вязаные вещи от Riccardo Bini. 

Оригинальные рэгбийки 80-х итальянской марки Benetton, которые можно было часто встретить на английских террасах ближе ко второй половине десятилетия

1984, Англия, Источник

1984 — Кэжуалы «Уиган Атлетик» из фирмы Vulture Squad. Источник

Вспоминает Джела, фанат West Ham из фирмы The Under Fives: «Раньше мне нравился Giorgio Armani. Когда я ходил на футбол, у меня было пять разных джемперов от Armani, а он ведь такой дорогой, этот Giorgio Armani! Но тогда нам хотелось иметь лучший прикид, чтобы быть топовой фирмой. Вещи, которые мы носили, были по-настоящему качественными. Все, что могу сказать: отличное качество, отличная одежда, которую мы просто воровали, как и многое другое. Самую ужасную одежду носили на севере. Стиль, популярный среди скутеристов. Они носили огромные старые мохнатые свитеры, самые узкие джинсы, которые только можно вообразить, пару огромных старых ботинок, — и это они считали модным».

Ему вторит старый фанат «Галифакс Таун» из фирмы OMD, Вуди: «Мы носили голубые джинсы, джемперы Pringle с ромбами. В 1985 в моду вошел Armani, и все стали носить Armani. Мы, члены фирмы, все были на модном прикиде — Pringle, Ellesse, голубые джинсы, кроссовки Puma GV». 

1984 — Молотобойцы The Inter City Firm в Ливерпуле. Источник

1986 — Кэжуалы «Челси» рядом с Уэмбли перед игрой с «Манчестер Сити». Источник 

1983 — Легенда аргентинского тенниса Гильермо Вилас рекламирует только что выпущенные именные кроссовки Puma GV Special. Источник

И конечно, такое внимание к итальянскому стилю не могло обойти стороной и эстетику paninaro — образ обеспеченной итальянской молодёжи, гоняющейся за модными шмотками и всеми удовольствиями красивой жизни. Популярнейшие Pet Shop Boys посвятили им свой знаменитый одноимённый хит 1986 года, и вместе с этим сердца британских кэжуалов завоевывали культовые среди панинаро бренды одежды — Best Company, Henri Lloyd (английская яхтенная марка, пригласившая в 1986 в качестве ведущего дизайнера отца панинаро-эстетики итальянца Олмеса Карретти), Burlington и ставшие с той поры лицом футбольного хулиганизма C.P. Company и Stone Island дизайнера из Болоньи Массимо Ости, до сих пор зачаровывающие миллионы кэжуалов 

1989 — Stone Island на английском секторе в Польше во время отборочного матча к Чемпионату мира 90. Источник

1986 — Stone Island в итальянском Vogue: образ, взятый за основу культурой Paninaro. Источник

Оригинальная куртка 1987 года популярной в среде панинаро британской марки Henri Lloyd, созданная итальянским дизайнером Ольмезом Карретти. Источник

1987 — Панинаро у станции метро «Сан-Ба́била» рядом с одноименной площадью Piazza San Babila в Милане: кафе и рестораны в этом районе стали традиционном местом встречи ультрамодной миланской молодежи, носившей Stone Island, Moncler, ботинки Timberland и другие дизайнерские вещи. Источник

Уже следующий 1987 год принёс с собой и новые влияния, поворотные для круга интересов всей молодёжи и футбольных фанатов Британии: танцевальные ритмы Acid House и Balearic породили появление пиратских радиостанций и андеграундных клубов вроде манчестерской Haçienda, где проводили время совсем не так, как на былых рок-концертах и джаз-фанковых вечеринках начала десятилетия.

Мода на новые наркотики, особенно МДМА (экстази) породила и новую эстетику, в том числе в одежде. Появился характерный мешковатый (baggy) рэйверский стиль с широкими джинсами и яркими психоделическими футболками, броскими свитшотами NafNaf и Chevignon с вышивкой.

Квинтэссенцией бэгги-образа была культовая манчестерская группа Happy Mondays: «Между прочим, Газ Уилан (прим. — ударник; основатель) ходил в оливково-сером водонепроницаемом пончо, того сорта, какие напяливают на себя профессиональные ловцы карпов. Все прочие рок-банды, от The Clash до Dexy's Midnight Runners и Manic Street Preachers упорно работали над своим имиджем: кусочек Роберта Де Ниро здесь, фрагментик «Апокалипсиса сегодня» там, тонкие намёки на Джеймса Дина и Марлона Брандо. «Мандейз» отличались тем, что придумали собственный стиль, который точнее всего описать как «чокнутый горноспасательный отряд» или «Род, Джейн и Фредди у моджахедов». Просторные рыбацкие куртки, рабочие штаны, минимум один кафтан, джинсы размером с туристические палатки, куртки из гортэкса (прим. — водонепроницаемая мембранная ткань) с поднятыми воротниками а-ля «Детишки с Бэш-стрит», затенявшими нижние половины лиц, горные башмаки...», — вспоминает Стюарт Макоуни в своей книге «Сорри, это England». 

1987 — Манчестерская группа Happy Mondays, бывшая пионером и одним из лидеров направления «мэдчестер», которое стало неотъемлемой частью субкультуры рейвов на рубеже десятилетий. Источник

Лэдс «Оксфорда» во второй половине 80-х: на смену приталенному трикотажу и слимовым брюкам приходят широкие джинсы и мешковатые фасоны верхней одежды. Источник

1987 — Прикиды лэдс «Ковентри Сити» на «Хайфилд Роуд» хорошо демонстрируют изменение трендов на террасах конца десятилетия. Источник

Британские хулиганы на рубеже 1980-90-х годов: широкий деним, бесформенные рубашки, оверсайз джемперы с компасом на рукаве. Источник

А так одевался в эпоху эйсид-хауса 1989-1990 годов старый фанат Everton Сте Коннор: «У меня были джинсы C17 с нашивками, баскетбольные кроссовки Converse и комбинезон Westside со свитшотом Chevignon поверх него. В основном у всех были вещи Zap и Westside. Ты приходил в State (ливерпульский клуб такого же плана, как Haçienda) в кардигане и брюках, видел там людей в футболках со смайлом, и думал: что происходит!?».

Трагедия на стадионе Хиллсборо 15 апреля 1989 года, где в начавшейся по вине полиции давке погибло 97 болельщиков «Ливерпуля» и ещё 766 получили травмы, отпугнули от стадионов многих молодых фанатов, таких как саппортер «Ноттингем Форест» Гарет Вест: «После Хиллсборо я подумал: «С меня хватит!». На мой взгляд, это было настолько низко, насколько вообще могут пасть люди».

Кэжуалы Шеффилда из фотокниги Билла Стэфенсона «Blades 1989-90», снимавшего «Шеффилд Юнайтед» дома и на выезде во время победного для «Блэйдс» сезона на рубеже десятилетий, когда команда пробилась в высшую лигу. Источник

«Брайтон» на выезде в 1989/90. Источник

Кардифская фирма Soul Crew в конце 80-х. Источник

1990/91 — Кэжуалы «Ре́ксем» на выезде в Блэкпуле: рейверские мотивы новой эпохи британских футбольных террас. Источник

Болельщик «Манчестер Юнайтед» Дэйв продолжает о том, с какими итогами фанатская мода Британии подошла к концу десятилетия: «После Хиллсборо многие люди перестали ходить на футбол, к тому же было проведено несколько рейдов против фанатов. Лондон стал одеваться в облегающие джинсы, Valentino, Armani и Stone Island, который был тогда ещё достаточно эксклюзивен. Я думаю, что Ralph Lauren и Armani поняли, что происходит, и решили так: «К чёрту всё, давайте соберём вместе всякую дешёвку и выставим её в магазины, она продастся». Сейчас Stone Island — это говно, но тогда это была такая одежда, которую ты мог надеть, и другие фанаты узнавали в тебе своего. Если ты замечал кого-то в стоуне в конце 80-х и начале 90-х, ты мог подойти, поговорить с ними, выяснить, за кого они гоняют».

Чем больше вступали в свои права 90-е, тем сильнее стагнировало чувство стиля футбольных фанатов. Парни взрослели и становились менее чувствительными к капризам и непостоянству моды, чем раньше. Везде установился один и тот же набор приемлемых брендов, с немногочисленными региональными вариациями. Начиналась совсем другая эпоха.

Специально для MercBlog,

Ronald Reagan




Posted By Merc Russia on 20 янв 2025

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!